Содержание:
Актуальность проекта……………………………………………………..3
Цель и задачи проекта……………………………………………………..4
Ресурсное обеспечение проекта………………………………………5
Формы работы с детьми и родителями………………………….6
Этапы реализации проекта………………………………………………6
Календарно-тематическое планирование проекта………….7
Планируемые результаты проекта……………………………………9
Литература…………………………………………………………………………..10
России не станет тогда, когда не станет
последнего патриота.
Н. М. Карамзин.
Актуальность проекта.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.
Цель проекта:
Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Задачи проекта:
- создать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми Родины;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- -развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями родного села;
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
- расширять представления о городах России;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.
- формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Вид проекта: информационный, исследовательский
Участники проекта:
Продолжительность: 2016 год
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного патриота.
- Подборка художественной литературы “Наша Родина”.
Методическое сопровождение
· Организация и проведение всеобуча по изучению материала.
· Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
· Консультации.
· Проведение семинарских занятий.
· Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
· Самообразование.
Мероприятия поддержки
· Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
· Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
· Взаимодействие с семьей.
· Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
· Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
· Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.
Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:
- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Чтение художественной литературы.
- Патриотические праздники: «День села», «День народного единства», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», , «День Победы», «День защиты детей», «День России».
- Экскурсии.
- Русские народные игры.
- Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).
- Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).
Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках проекта.
Позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта
|
|||||||||||||||||||||
Команда проекта
|
|||||||||||||||||||||
Ф.И.О. |
Должность в проекте |
Возраст |
Образование, опыт работы, телефон, эл. почта |
||||||||||||||||||
Воронкова Оксана Павловна. |
И.о.заведующего |
40 |
Высшее 962-799-90-73 |
||||||||||||||||||
Кохановских Ирина Павловна. |
Воспитатель |
52 |
Средне-специальное, высшая квалификационная категория 8-906-967-12-39 |
||||||||||||||||||
Шипилова Ольга Геннадьевна. |
Воспитатель |
40 |
Высшее, первая квалификационная категория 8-961-979-71-78 |
||||||||||||||||||
Кульша Надежда Викторовна |
Воспитатель |
35 |
Средне-специальное 8-960-941-15-24 |
Этапы проекта:
Календарно – тематическое планирование
Сроки реализации |
Мероприятия |
Ответственные |
Январь |
1. Микроисследование «Что я знаю о….» 2. Встреча с членами военно - патриотического клуба «Голубые береты». 3. организация патриотического клуба «Мы – будущее России» в ДОУ. 4. Всеобуч « Я – патриот». |
Педагоги, дети, родители, |
Февраль |
1. «На земле, небесах и на море» (рассказ во спитателя об армии, родах войск и т.д.). 2. «Защитники Отечества» (приглашение курсантов, воинов ВС России. 3. Выпуск газеты «Памятные места нашего села» 4. Игра – развлечение « Поисковик». 5. Велопробег мира и памяти. |
Педагоги, дети, родители, |
Март |
1. Круглый стол «Подвиг матери - хранительницы нравственного очага семьи». 2. Конкурс рисунков среди пап и мальчиков «Мама солнышко наше». 3. Рассказ воспитателя о женщинах – воинах ВОВ. 4. Праздник «Ты не бойся мама» 5. Фотовыставка «Рядом с мамой» |
Педагоги, дети, родители, |
Апрель
|
1.«Письмо бойцу» (составление рассказов о жизни детей в детском саду) . 2.«Парад маршей» (конкурс для старших групп ДОУ). 3.«День космонавтики» (конкурс поделок из природного материала). 4.Районный конкурс патриотической песни в ДОУ.
|
Педагоги, дети, родители, |
Май
|
|
Педагоги, дети, родители |
Июнь
|
|
Педагоги, дети, родители, |
Июль |
|
Педагоги, дети, родители, |
Август |
|
Педагоги, дети, родители, |
Сентябрь |
1. «День воинской славы» (рассказ воспитателя о героях Советского Союза. 2. Экскурсия к «Аллее Славы» 3. «Герои России» (оформление патриотического альбома) 4. День открытых дверей «Физическое развитие». 5. Клуб выходного дня «Спортивная эстафета «Веселая лыжня» |
Педагоги, дети, родители, |
Октябрь
|
1.»Что такое героизм?» (познавательное занятие) 2. Семейная спартакиада «Сильные, ловкие, смелые» 3. Досуг «Рота, подъем». 4. Операция «Радость» (изготовление подарков для воинов – интернационалистов) |
Педагоги, дети, родители.
|
Декабрь |
Организация патриотического клуба «Будущие патриоты» |
Педагоги, дети, родители, |
|
Ожидаемые результаты:
- Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей
- Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.
- Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.
- Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.
- Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Литература:
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.
3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
5. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007.
6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.
8. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011.